Знаете ли вы, откуда пошла традиция украшать елки на зимние праздники, как пушистая красавица развязала «елочную войну» между Ригой и Таллином и, главное, — при чем здесь Щелкунчик и Мартин Лютер? Хотите узнать какова подлинная история новогодней елки? Вы зашли по адресу.
Называть елку рождественской или новогодней — вопрос политкорректности и религиозных убеждений и, в конце концов, личное дело каждого — как ни крути, а ведь это одно и то же. Поэтому речь у нас пойдет сразу об обеих.
Новогодняя елка — откуда пошли ее корни?
Обычай украшать деревья в честь разнообразных праздников появился давно и одновременно в разных культурах. Древние египтяне, римляне и многие другие народы украшали свои дома «священными» растениями.
В северных странах вечнозеленые растения — ель, сосна, остролист и омела считали не только символом жизни, но и приписывали им сверхъестественные свойства — ведь они умудрялись расти и плодоносить в суровую зимнюю пору. Говорят, германские племена первыми начали украшать ели свечами и своеобразными гирляндами во время своих ритуалов.
Тем не менее, первым человеком, принесшим в свой дом в полном смысле словам рождественскую елку, считают Мартина Лютера, лидера европейской Реформации. Точная дата этого события затерялась в анналах истории, а зря! Ведь первенство елки Лютера оспаривают сразу две европейские столицы.
«Елочная война» двух столиц
История новогодней елки не обошлась без курьеза. Долгое время полагали, что первая елка, установленная на городской площади, появилась в Страсбурге. И только совсем недавно историки обнаружили сведения, подтверждающие, что елка, появившаяся на главной площади Риги, старше своей французской сестры почти на 100 лет, то есть была установлена в 1510 году — как раз в начале того 16 века.
Опередили жители Риги немецкого богослова или нет, доказать уже не получится. Но почему бы не попытаться подвинуть рижскую елку с почетного пьедестала? Именно этим и решили заняться уроженцы Таллина, которые заявили, что к ним идея наряжать елку в канун Рождества пришла на целых четыре столетия раньше, чем латышам.
Конечно, оскорбленные рижане не могли молча стерпеть обиду, в результате чего между двумя столицами разгорелись нешуточные споры. Этот конфликт, произошедший в 2011 году, в шутку прозвали «елочной войной».
Кто бы ни был «изобретателем» рождественской елки, идея эта так понравилась европейцем, что вскоре пушистые красавицы распространились по всему региону. Вскоре вокруг богато украшенных елочек стали собирать гостей и устраивать веселые балы и маскарады, а сами вечера стали также именоваться елками.
История новогодней елки в Российской империи
Вполне логично, что рождественскую елку, как и обычай праздновать новый год, в Россию принес тот же человек, что и прорубил для нее окно в Европу — император Петр I. Как и всегда, реформы он проводил широко и с размахом. Государь в приказном порядке обязал всех своих подданных нарвать в лесу еловых, сосновых и можжевеловых веток, украсить ими заборы, а в саму новогоднюю ночь «учинить стрельбу из небольших ружей» и пускать фейерверки.
После смерти экстравагантного монарха, о навязанной сверху традиции надолго забыли. Лишь владельцы кабаков по привычке утыкали еловыми лапами свои заборы, да так и не утруждались убрать их после окончания праздников. Вот и торчали осыпавшиеся хвойные веточки круглой год, откуда и пошло выражение «ёлки-палки».
Впрочем, впервые в гостиной елка появилась лишь в начале XIX века по инициативе императрицы Александры Федоровны, немки по происхождению. В отличие от Петра, царица не стала навязывать подданным «прелестный немецкий обычай». Елка проходила исключительно для членов монаршей семьи.
Сложно поверить, но история новогодней елки гласит, что мода на рождественское дерево пришла в Российскую империю меньше двух веков назад — лишь в 1840-ых годах. И поспособствовали этому… сказки. В 1839 году русскоязычный читатель впервые познакомился со «Щелкунчиком» Гоффмана, позже — с «Девочкой со спичками» Андерсена и другими западными сказками, где красочно описывались рождественские елки. Уже к концу этого десятилетия этот обычай стал настолько привычным, что чужеземным его уже никто не считал.
После октябрьской революции, с приходом власти советов, Рождество и Новый год вместе со всеми милыми традициями празднования попали под запрет. Лишь некоторое время спустя суровые большевики решили вернуть детишкам законный праздник, но с некоторыми оговорками. Рождество по-прежнему оставалось в черном списке, а с праздничного деревца снимали Вифлеемскую звезду и меняли ее на красную советскую — с этих пор елку куда чаще называют новогодней.
Вот так она, нарядная, и пришла к нам на праздник. А мы надеемся, что подлинная история новогодней елки поможет вам наряжать ее и зажигать на ней огни с еще большим энтузиазмом и вдохновением! Счастливого Нового года!